Для живота Для похудения Для растяжки

Пальчиковая гимнастика. Комплексы пальчиковой гимнастики Пальчиковая игра пальчик мальчик где ты был

Елена Морина
Комплексы пальчиковой гимнастики

1-2 неделя сентября

«Собираем ягоды» - расслабленная кисть левой руки (опущены вниз) изображает ветку с ягодами. Пальцами правой руки «снимаем с ветки ягоды» .

«Пальчики здороваются » - кончики пальцев правой и левой рук соприкасаются : мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т. д.

«Пальчики моются » - согнутые пальцы одной руки смыкаются с согнутыми пальцами другой руки в «замочек» и шевелятся.

«Замочек» - пальцы одной руки – между пальцами другой , сгибаются, закрывая «замочек.

«Пальчик-мальчик , где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!»

3-4 неделя сентября

«Пальцы шагают » - правая рука шагает направо – левая – налево.

«Колечко» - большой палец правой руки поочередно с каждым пальцем образует колечко , который одевают на каждый палец левой руки : большой с указательным – на указательный, большой со средним – на средний и т. д.

«Зеркало» - повторить со взрослым разнообразный движения каждого пальца .

«Гармошка» - пальцы раскрытой ладони сходятся и расходятся.

«Пальчик , пальчик непоседа ,

Где ты бегал, где обедал?

Я с мизинцем ел калинку,

С безымянным ел малинку,

Ел со средним землянику,

С указательным – клубнику ел

1-2 неделя октября

«Бутончик» - кончики пальцев собирают в горстку , а затем ладошка раскрывается – «цветок раскрылся навстречу солнцу» .

«Зайка» - указательный и средний пальцы выпрямлены . Согнутый большой палец – на согнутом мизинце и безымянном.

«Коза-рогатая» - указательный и мизинец выпрямлены, большой палец – на согнутый безымянном и среднем.

«Мишка-косолапый» - четыре пальца вертикально стоят на столе, средний согнут – это «голова медведя» .

«Мальчик с пальчик , где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, зайку,

Ежика в иголках

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил»

3-4 неделя октября

«Лиса» - ладонь держат вертикально, изображая профиль лисы. Большой палец чуть приподнят – это ухо. Указательный палец согнут – это лоб. Средний – нос. Сомкнутые безымянный и мизинец отходят от среднего – пасть лисы раскрыта.

«Волк» - большой палец – ухо – слегка приподнят, сложенные попарно указательный и средний, безымянный и мизинец сходятся и расходятся – это пасть волка.

«Гусь» - рука, опираясь на локоть, располагается вертикально. Кисть – «голова гуся» .

«Гусь щиплется» - кончик большого пальца смыкается с кончиками остальных пальцев .

«Этот пальчик – дедушка ,

Этот пальчик – бабушка ,

Этот пальчик – папочка ,

Этот пальчик – мамочка ,

Этот пальчик – я ,

Вот и вся моя семья!»

1-2 неделя ноября

«Человечек» - указательный и средний пальчики «бегают по столу» , сначала левой, затем правой рукой.

«Дети бегают наперегонки» - как упражнение «человечек» , только обе руки одновременно.

«Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук , соединить их.

«Флажок» - большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

«Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять –

3-4 неделя ноября

«Гнездо» - соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты .

«Корни» - прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить вниз.

«Паук» - пальцы согнуты , медленно передвигаются по столу.

«Ножницы» - указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку.

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья

Друг без друга им нельзя»

1-2 неделя декабря

«Сжимание пальцев в кулак и разжимание» : ладонями вверх; ладонями вниз; обеих рук одновременно; правой и левой рук одновременно; правой и левой по очереди.

«Щупальца » - два-три пальца касаются друг друга .

«Стол» - правая ладонь, сжатая в кулак, левая – прижата сверху.

«Большой пальчик – сливы трясет

Второй их собирает,

Третий их домой несет,

Четвертый высыпает.

Самый маленький – шалун

Все, все, все съедает!»

3-4 неделя декабря

«Дверь» - сведенные кончики пальцев рук , прижатые друг к другу в горизонтальном положении.

«Крыша» - кончики пальцев рук , соединенные в наклонном положении ладоней.

«Мостик» - положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга . («Дом» - положение рук горизонтальное)

«Этот пальчик маленький ,

Мизинчик удаленький

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот средний длинный,

Он как раз посередине

Пальчик замечательный .

Этот – указательный,

Большой пальчик ,

Хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся ,

Вместе дело спорится»

2-3 неделя января

Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены – «дерево» . Два пальца левой руки взбираются вверх – «малыш взбирается на дерево» .

«Улитка с рожками» - правая рука прижата к столу ладонью вниз, указательный и средний – широко разведены и выпрямлены вперед.

Положение правой руки то же, что и в предыдущем упражнении, левая рука лежит на тыльной стороне правой руки – «дом улитки» .

«Полет птицы» - пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

«В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки

Так и шмыгают кругом –

Все на кухне кувырком

То топочут под столом,

Лакомятся молоком,

На скамейку сесть хотят

И пугают нам ребят.

То на стуле шалунишки,

То на шкаф залезут мышки

Так и хочется поймать,

А они шмыг – и под кровать»

(Пальчиковая игра – «домик» - обеими ладонями изображать крышу, «стол» - правая рука сжимается в кулак, левая прижимается сверху, «скамейка» - одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороны, «стул» - правая сжимается в кулак, левая прижимается ладонью, «шкаф» - кулаки кладутся друг на друга)

3-4 неделя января

«Пчелиный рой» - вращательные движения указательными пальцами .

«Беседующие люди» - два кулака с высоко поднятыми вверх большими пальцами .

«Стул, кресло» - правая ладонь сжата в кулак, левая прижата вертикально к правой.

«Пассажиры в автобусе» - руки сцеплены пальцами внутрь . Тыльные стороны кистей рук наружу, большие пальцы приподняты кверху .

«Сидит белка на тележке

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке, воробью,

Синичке, мишке толстопятому,

Заиньке усатому»

1-2 неделя февраля

«Птички летят» - пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

«Птички клюют» - большой палец поочередно соединять с другими пальцами .

«Гнездо» - пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши.

«Сорока-белобока кашу варила

Деток кормила.

Этому дала – он дрова рубил,

Этому дала – он печку топил,

Этому дала – он воду носил,

Этому дала – он кашу варил,

А этому ничего не дала :

Он печку не топил, дрова не рубил,

Воду не носил, кашу не варил.

Нет ему ничего!»

3-4 неделя февраля

«Раковина улитки» - правая рука на столе, левую руку положить сверху.

«Ежик» - ладони соединить прямые пальцы выставить вверх .

«Кот» - средний и безымянный пальцы правой руки прижаты к ладони большим пальцем , слегка согнут, поднять руку вверх.

«Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку – кожура!»

1-2 неделя марта

«Ромашка» - соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны .

«Тюльпан» - полусогнутые пальцы обеих рук соединить , образуя чашку цветка.

Сжимание и разжимание кистей на счет раз-два.

«Алые цветы»

«Наши алые цветки распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки

Тихо засыпают, головой качают»

3-4 неделя марта

Вращение кистями рук по 10 раз : в правую, затем в левую сторону; вовнутрь обеими кистями; наружу.

Выгибание кистей рук по 10-15 раз

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!»

(Пальцами правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки , похлопывая друг друга кончиками)

1-2 неделя апреля

Прогибание кистей рук : одновременно; правой, левой по очереди.

Чередование прогибания и выгибания.

Щелчки (по 5 раз)

«Фонарики» - вращение свободными кистями рук.

«За работу»

«Ну-ка, братцы, за работу,

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить.

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять!»

(Поочередно разгибать пальцы , начиная с большого, а на слова : «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими)

3-4 неделя апреля

«Пальчики здороваются » (по 10 раз) : пальцы правой руки с большим пальцем правой руки ; пальцы левой руки с большим пальцем левой руки ; то же, одновременно двумя руками; пальцы правой руки с соответствующими пальцами левой руки . (сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются)

«Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев .

«Мизинчик»

«Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет,

Безымянный не поймет :

Что все это значит.

Средний пальчик очень важный ,

Не желает слушать.

Указательный спросил :

«Может, хочешь кушать?»

А большой бежит за рисом,

тащит рису ложку.

Говорит : «Не надо плакать,

На, поешь немножко!»

(Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы , начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга)

1-2 неделя мая

Сгибание и разгибание пальцев в кулак : по очереди правой и левой рукой; правой рукой; левой рукой; обоих рук одновременно. (сначала начинать с большого пальца , затем начинать с мизинца)

«Ножницы» - разведение пальцев в стороны : правой, затем левой руки; обоих рук одновременно; соединив ладони вместе.

Разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев .

«Братцы»

«Пошли два братца

Вместе прогуляться,

А за ним еще два братца

Ну, а старший не гулял,

Очень громко их позвал.

Он за стол их посадил,

Вкусной кашей накормил»

(Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить . Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев , сначала мизинец с безымянным, затем средний с указательным. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей)

3-4 неделя мая

Упражнение с согнутыми ладонями – согнутые ладони перед грудью наклоняются вправо и влево, преодолевая сопротивление : движение согнутыми ладонями перед грудью вперед-назад; сомкнутые ладони вытянуты вперед, разведение кистей в стороны, не размыкая запястья.

Потряхивание расслабленными кистями : руки вверх; руки в стороны.

«На работу»

«Большой палец встал один,

Указательный за ним,

Средний будит безымянный,

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!» ,

На работу им пора!»

(Сжать пальцы в кулачок , поочередно разгибать их, начиная с большого, а со слов : «Встали братцы все – «Ура!» - широко расставить пальцы в пальцы

Гимнастика пальчиков, которая заключается лишь в лёгком тактильном поглаживании ручек, начинается с самого рождения младенца.
С 3 месяцев, к поглаживанию ладоней и пальчиков, добавляется подтягивание с помощью кулачков рук малыша, удерживаясь за палец взрослого.
В 6-7 месяцев делается массаж кистей рук или начинаются пальчиковые потешки: игры типа «Мальчик- пальчик, где ты был?», « Ладушки».
С 10 месяцев начинается активная тренировка пальчиков малыша: энергичные движения, стишки и математика, катание шариков, игры во вкладыши, пирамидками, кубиками и бусами.

Важно помнить!
Занятия начинаются с нежного поглаживания
Проводить занятия нужно только при хорошем настроении малыша
Характер упражнений должен соответствовать развитию ребёнка
Упражнения должны приносить малышу радость
Для визуального запоминания, упражнения нужно показывать медленно
При проведении упражнений используйте речевое сопровождение
Игры подбираются с учётом возможностей малыша и постепенно усложняются.
Отечественные филологи подтверждают связь развития рук с развитием головного мозга.
В.М. Бехтерев в научных трудах, доказал, что движения рук снимают умственную усталость, улучшают произношение звуков, развивают речь.
Упражнения поддерживают естественное развитие малыша, положительно воздействуют на внутренние органы, развивают мелкую моторику рук, дают заряд позитивных эмоций.
Только задумайтесь: длительность упражнений занимает всего несколько минут, а сколько пользы приносит деткам!

«Ловись рыбка»


Ребёнок находится в положении лёжа на спине.
Просуньте в зажатые кулачки малыша указательные пальцы так, чтобы он крепко их обхватил.
Сначала сгибайте ручки в локтях, затем вытягивайте их вперед, завершая движения обхватыванием.
Упражнение выполняйте несколько раз, читая потешки:
Тяну, тяну,
Рыбу ловлю,
Ловись, ловись рыбка,
Маленькая и большая!

Завершая упражнение разведением рук малыша в стороны.

« Вьюшки»

От 3 до 8 месяцев ребёнок держит ручки сжатыми в кулачок, постепенно пытаясь скоординировать их движения.
В такт потешки вы будете слегка постукивать кулачками малыша друг о друга, совершенствуя движения рук:
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

«Белочка»

Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе, приговаривая:
Сидит белка на тележке,
Раздаёт она орешки:

Погладьте ладошку малыша круговыми движениями.
Мишке толстопятому,
Погладьте большой пальчик.
Заиньке усатому,
Погладьте указательный пальчик.
Лисичке- сестричке,
Погладьте средний пальчик.
Бойкому воробушке.
Погладьте безымянный пальчик.
Синичке желтогрудой.
Погладьте мизинчик.
Кому в роток,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Проведите большим пальцем по ладошке малыша и сожмите ручку в кулачок.
Такую гимнастику можно проводить со стопами малыша.

« Пальчики трудятся»

Массируя и загибая поочерёдно каждый пальчик, поглаживая от основания до кончиков, приговаривайте потешки:
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел,
Потому и потолстел.

Массируя пальчики, усиливается кровообращение, что способствует развитию интеллекта ребёнка.

«Птичка- невеличка»

Птичка- невеличка,
Вот тебе водичка.

Проводя указательным пальцем по ладошке малыша, потрясите ручкой, имитируя сбрасывание с неё водички.
Вот тебе крошки
На моей ладошке.

Совершая указательным пальцем волнообразные движения по ладошке малыша, пощипывая и покалывая.

«Мальчик- пальчик»

Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе.
Возьмите ручку или фломастер и нарисуйте на большом пальце малыша глазки, носик и ротик человечка.
Привлеките внимание крохи рисунком, загибая пальчики, поглаживая и массируя от основания до кончика, читайте потешки:
Мальчик- пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

« Из-за леса, из-за гор»

Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе.
Если его возраст более 7 месяцев, посадите на колени, головой опираясь на ваше плечо.
Раскрытую ладошку малыша положите на свою руку, читая потешки:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор:

Поглаживая и пощипывая круговыми движениями ладошку, произносите:
Сам на лошадке,
Массируя и загибая большой пальчик.
Жена на коровке,
Массируя и загибая указательный пальчик.
Дети на телятках,
Массируя и загибая средний и безымянный пальчики.
Внуки на козлятках.
Массируя и загибая мизинчик.
Эти упражнения повторите на другой ручке.

« Тень- тень, потетень»

Соберите пальчики в кулачок, читайте потешку:
Тень- тень, потетень,
Выше города плетень.

Растопырьте пальчики в стороны
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.

Совершая указательным пальцем, круговые движения от центра ладошки к краю, продолжайте читать:
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!

Массируйте мизинчик:
Похвалился зайка:
-Поди, догоняй-ка!

Массируйте безымянный пальчик.
Похвалялися ежи:
-У нас шубки хороши!

Массируйте средний и указательный пальчики.
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

Массируйте большой пальчик.
Повторите потешку с пальчиками другой ручки.

«Сорока - белобока»

С 5 месяцев детки становятся более активными и свободными.
Они какое- то время могут заниматься самостоятельно, осваивая новые движения.
Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе.
Совершая указательным пальцем, круговые движения по ладошке, загибайте пальчики, произнося слова известной потешки:
Сорока - белобока
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Ты дров не рубил,
Воды не носил.
Зачем дров не рубил?
Воды не носил?
Каши не варил?

Покачайте мизинчик.

«Ладушки»

В возрасте 8 месяцев детки сами начинают хлопать в ладошки, когда слышат известные слова.
Если эти движения ему не знакомы, то произнося слова потешки, покажите действия ладошками малыша.
- Ладушки- ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
-Бражку.
Кашка масленька,
Бабушка добренька.
Попили- поели,
Полетели- полетели!
На головку сели,
Сели- посидели,
Ладушки запели!

Игры с участием рук и пальцев поддерживают головной мозг в отличном состоянии, посылая импульсы в центральную нервную систему.

Литература:
Андрей Хвостовцев, 2-е изд, Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2010-174 с.Играем с пальчиками. развиваем мелкую моторику рук и устную речь.

Пальчиковых игр для развития мелкой моторики великое множество. В основном это маленькие стишки-потешки, очень похожие по смыслу, переданные нам бабушками, прабабушками из уст в уста. Приведем в этой статье несколько вариантов, чтобы мамы смогли выбрать пальчиковые потешки по душе

Пальчиковые потешки

Сгибаем пальчики
Раз, два, три, четыре, пять!
Выйти пальчики гулять!
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
этот - ел.
Ну, а этот лишь глядел!

Разгибаем
Сидит белка на тележке,
Продает свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью,
синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому,
кому в лоток,
кому в зобок,
кому в лапочку.

Мальчик с пальчик, где ты был?
С этим братцем — в лес ходил.
С этим братцем — щи варил.
С этим братцем — кашу ел.
С этим братцем — песни пел!
Мальчик- пальчик, где ты был?
-С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песню пел,
А с этим пальцем что делал?
Взрослый поочередно показывает на все пальцы одной руки, пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с ним делал.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Сорока белобока
(водим пальчиком по ладошке, загибаем пальчики)
Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила!
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!»

Поочерёдно загибаем пальчики:
Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

Этот пальчик хочет спать,
(загибаем пальчики)
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

Маша варежку надела (можно надеть варежку, носочек)
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишка не попал!
Маша варежку сняла,
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?

Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик — самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Пальчиковые игры

Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрем,
Отдохнем совсем немножко,
А потом опять начнем.

Счет

(Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)

Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять-
(Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Капустка

(Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.

Грабли

Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните:
Листья падают в саду,
я граблями их сгребу
(проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями)

Жук

Пальцы сожмите в кулак, указательный и мизинец – вытяните и разведите в сторону.
Шевелите пальцами, проговаривая стишки:
Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!.

Котик

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Вьюшки

Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!

На мельнице

На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (разводим руками).

Гармошка

Руки лежат на столе, пальцы сомкнуты. Читайте потешку, сопровождая слова действиями
Посмотри, моя ладошка – как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются)
А потом я поиграю.
Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу)
Я играю – посмотри!
А потом опять сдвигаю
И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)

Очки

Большие пальцы обеих рук соедините вместе с остальными так, чтобы они образовали колечки.
Поднесите их к глазам, приговаривая:
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Лыжи

Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это будут «лыжи».
Поставьте на них указательный и средний пальцы правой руки. Делайте «шаг» вперед на каждое слово:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы!

Обе руки приставляются к вискам основаниями ладоней, ладони выпрямлены — изображаем «корону».
У царя был двор.
Руки разводятся на уровне груди — изображаем «двор».
На дворе был кол,
Одна рука ставится на локоть, пальцы вверх, сжаты, ладонь прямая.
На колу — мочало,
Развести пальцы поднятой руки.
Его ветром качало.
Покачать кистью.
Не начать ли сначала?«

Наконец, собственно пальчиковые игры можно разбить на два подвида: условно назовем их «статические» (нужно составить из пальцев какую-либо фигуру) и «динамические» (нужно выполнять пальцами какие-либо действия).«Статические» упражнения — это, к примеру,«театр теней». Складываем пальцы так, чтобы тень от руки была похожа на собачку, зайца, голубя... Будет интересно, если и взрослые поучаствуют в этой игре. Есть и специальные упражнения подобного типа — их можно использовать как элемент гимнастики для ребенка: «коза» — вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжать; «очки» — изобразить очки, образовав 2 кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их; «гнездо» — соединить обе руки в виде гнезда, пальцы плотно сжать. Если вы изобразите зайчика (вытянув вверх указательный и средний пальцы и соединив остальные), и ваш зайчик начнет сгибать то одно, то другое «ухо», — это будет простейшее «динамическое» пальчиковое упражнение. Вот еще пример простой игры такого вида — «Лесенка».

«Я иду наверх»

Левую ладонь поставьте перед собой вертикально, пальцы раздвиньте; указательным пальцем правой руки по очереди прикасайтесь к пальцам левой руки, начиная с мизинца, как бы поднимаясь по ступеням лесенки.

«Я спускаюсь вниз»

Указательный палец «спускается» но пальцам левой руки вниз от большого к указательному. Можно сочинить целую сказку:

«Маленький гномик отправился в лес. Топ-топ
Указательный и средний пальцы топают по столу, изображая ножки.
А навстречу ему два ежика. Шлеп-шлеп.
Руки шлепают по столу ладошками вниз.
Вдруг один ежик услыхал гномика, испугался, свернулся в клубочек.
Сжимаем кулачок правой руки.
Потом колючки расправил, перестал бояться.
Пальчики-колючки спокойно ложатся на стол ладонью вниз.
Другой ежик испугался, сжался в комочек.
Другая рука сжимается в кулак. Дальше асимметричные движения рук. Левая в кулаке — правая растопыривает пальцы, и наоборот.
Этот ежик боится, а тот колючки расправляет, теперь первый в клубочек сжимается, а второй храбрым становится. Посмотрел на них гномик и быстро-быстро побежал из лесу».
Указательный и средний палец изображают бегущие ножки.

Подобные упражнения полезны не только малышам, но и старшим дошкольникам для подготовки руки к письму. Задания в этом случае должны быть посложнее: например, «прошагать» по дорожке указательным и безымянным пальчиками, потом указательным и мизинцем, большим и указательным и т.д.«Динамические» пальчиковые игры отлично подходят в качестве развлечения детской компании.

Устроим шутливое соревнование «многоножек»! Перед началом игры дети должны положить руки на край стола. По сигналу взрослого «многоножки» начинают двигаться к противоположному краю стола, причем в движении принимают участие все пять пальцев.

Аналогично можно проводить гонки «слоников»: средний палец правой или левой руки — это «хобот», остальные пальцы — «ноги слона».Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 ноги. Для детей постарше стоит подобрать игру посерьезнее. Например, «Летает — не летает». Игроки рассаживаются вокруг стола, положив руки ладонями на стол. Выбирается тот, кто будет водить. Водящий говорит: «Синица летит!» Поднимая при этом один из пальцев. Каждый из игроков должен оторвать от стола тот же палец. Опустив палец, водящий продолжает: «Воробей летит!» И отрывает от стола другой палец. Игроки вновь повторяют его движение. Темп игры понемногу убыстряется. И в какой-то момент водящий, поднимая палец, произносит чепуху: «Щепка летит!» Тут уже повторять за водящим движение не надо! Недогадливые или рассеянные игроки, которые все-таки пальцы подняли, выходят из игры. Или получают от водящего щелбан — об этом надо договориться заранее. Подобных игр-соревнований не так уж мало (вспомним хотя бы всем знакомую «Камень-ножницы-бумага»). В них интересно поиграть и малышам, и школьникам, а может быть, и их родителям тоже. Такие игры развивают не только мелкую моторику, но и внимание и сообразительность. Вот сколько развлечений и упражнений скрывается под словосочетанием «пальчиковая игра»! И если вам не хочется разучивать с ребенком надоевшие «Ладушки», или вашему малышу скучно составлять сложные фигуры из пальцев, вы можете легко найти другую игру, которая поможет развитию мелкой моторики, мышечного аппарата и тактильной чувствительности.

Давайте играть!

Анна Делюкина, г. Барнаул, Алтайский край

Обсуждение

О таких играх я не слышала, но зато многие другие знаю. Мальчик с пальчик например и так далие))) Действительно с малышом необходимо заниматься таким развитием и порой просто купленных специальных игрушек для моторики очень мало. Тут главное еще и ваше присутствие!

Комментировать статью "Пальчик-мальчик, где ты был? "

Часть 1 тут: [ссылка-1] Далее с 4 до 5 месяцев: Тут идут повторения многих занятий прошлого месяца: Это занятия номер 1,2,4,5,6,7,8,12,14,15,16,17,1-8,19,20,23,25,26,27,31,32,33,3-4,35,36,38,39,40. Добавляем новые: 41) игра-перекличка, то есть повторяем за ребенком его звуки; чаще называем по имени; даем не много тишины, чтобы ребенок послушал звуки которые произносит сам 42) на животе, взять ноги и сгибаем, прижимаем пятку к попе: Топ, топ, топотушки, Удивляются игрушки. На окно...

Мальчик с пальчик. Аудиосказка для детей на русском. Ссылка на видео: [ссылка-1] Аудиосказки и обучающие видео для вашего малыша. Красивые иллюстрации, приятная озвучка, наслаждайтесь:) Не забывайте ставить "лайки" и подписываться на наш канал [ссылка-2] Рекомендуем плейлисты: Алфавиты и обучающее видео для детей. [ссылка-3] Детские песни на английском языке. [ссылка-4] Изучаем татарский язык. [ссылка-5]

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это интересное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу Во серебряную. Посмотреть на Яндекс.Фотках Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт. Выше бережка головушку несёт...

Массаж живота - поглаживание Розовый животик, мурлычит словно котик, Заурчал щеночком, забулькал ручеёчком, Ах, животик, ты живот, Кто в животике живёт? Кто мешает баиньки маленькому заиньке? Мы погладим пузики толстые арбузики. Спит щеночек, спит котёнок, улыбается ребёнок! Гладим головку и лицо У меня такой вопрос, где у нас курносый нос? Где же глазки наши, нет их в мире краше. Где же наши щёчки, щёчки-лепесточки? Где же наши ушки, ушки лопаушки? Где у нас головка, покивем ловко! Где у нас...

Некоторые звездные родители, а точнее их сыновья, немало удивляют публику своими прическами. Или их отсутствием: мальчики ходят с длинными волосами – иногда просто до плеч, а иногда - почти с косой до пояса. Например, сына Синди Кроуфорд Пресли Уолкера очень часто путали с девочкой из-за шелковистых светлых локонов. Но теперь 13-летний Пресли выглядит, как мужчина. И красив по-прежнему - независимо от прически. 11-летний сын канадской певицы Селин Дион Рене-Шарль долгое время был известен...

Не только игры для пальчиков ручек развивают мышление ребенка. Игра с ножками, построенная на считалочке и включающая легкий массаж, может стать еще более полезной. Потеребите пальчики ног ребенка. Перебирайте их по очереди, приговаривая: Мальчик-пальчик, где ты был? (большой палец) С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Считается, что массаж большого пальца ноги стимулирует развитие головного мозга.

Я являюсь персональным волонтёром чудесного мальчика. Витя особенный ребёнок. Он живёт в Павловском детском доме № 4 для детей с физическими и умственными нарушениями. Недавно Вите исполнилось 12 лет. Витя очень сообразительный и общительный мальчик, весьма любопытный и очень добрый. Летом Витя был в лагере, где научился мыть посуду. Как личный волонтёр ребёнка, я очень переживаю за него, потому что считаю, что имеющиеся особенности Вити можно поправить, будь он в кругу семьи. Сейчас Витя...

Практически каждую будущую мамочку интересует кто же у нее родится? Мальчик или девочка? Девчонки если хотите узнать сколько у вас будет детишек, советую пройти этот бесплатный тест, я прошла, мне 2 девчонок предсказал))))

Взрослея, мы понемногу забываем наше наивное детство, а уж свое рождение и вовсе не помним. А потом, глядя на пожелтевшие фотографии, невозможно поверить, что этот толстощекий карапуз – это ты. А история о том, как ты засунул в нос вишневую косточку – это о тебе... и фото счастливого спасения, где ты с заплаканной мордашкой ищешь спасения в маминых объятиях, - тому подтверждение. И как упоительны до слез минуты, проведенные в воспоминаниях перед фотоальбомом. Какой значительной и полной...

этот пальчик хочет спать, этот пальчик лег в кровать, этот пальчик уж зевнул, этот пальчик уж вздремнул, этот пальчик спит давно. Сорока-сорока... Пальчик - мальчик, где ты был?...

Игру в "хозяйку" я бы попробовала переключить - не на драку с оружием в руках, а на что-то нейтральное - звери, природа - где не нужен акцент на половую принадлежность. А вот книжки лучше подбирать с героями мальчиками, например. Незнайка. Мальчик с пальчик.

Про пальчики потешки знаю... Пальчик - мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем - щи варил, С этим братцем - кашу ел, С этим братцем - песни пел!

Эта игра будет развивать у ребенка чувство ритма. Возьмите ладошки малыша и хлопайте ими, приговаривая: Горячая каша, холодная каша, Томится в горшочке любимица наша. « Пальчик - мальчик » Пальчик - мальчик, где ты был?

пальчиковые игры (кто-то где -то находил:))) 1. Потираем пальчики по очереди, двигаясь от мизинца – к большому. - Пальчик - мальчик, Где ты был? - С этим братцем В лес ходил. С этим братцем Щи варил, С этим братцем Кашу ел.

пальчиковые игры. вот, на Еве надыбала 1. Потираем пальчики по очереди, двигаясь от мизинца – к большому. Мальчик - пальчик, где ты был? С этим братцем - в лес ходил, С этим братцем - щи варил, С этим братцем - кашу ел, С этим братцем - песни пел.

Девчонки,а в какие игры вы играете с детишками? имеется ввиду "потешки" - ну там сорока-ворона, ладушки, про мишку, которые ногою Пальчик - мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел...

Потешка « Пальчик - мальчик » Пальчик - мальчик, где ты был? Игра -потешка «Этот пальчик » Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Эгот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья.

(Держим за большой палец) Пальчик - мальчик, где ты был? Во всех играх пальцы можно загибать, можно разгибать, можно просто поочередно до них дотрагиваться - как дите позволит.

Можно простые пальчиковые игры типа "Сороки-вороны", " пальчик - мальчик ", где взрослый массажирует, загибает, поглаживает пальчики.

Поэтому в системе учебно-воспитательной, а также коррекционной работы в детских учереждениях необходимо уделять внимания развитию движения пальцев рук. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, неккординированные).

Предлагаемая пальчиковая гимнастика состоит из пяти комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течении недели (пять комплексов - пять недель). Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 1)

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").

3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четы- ре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный суказательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы пра- вой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновре- менно).

Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК".

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Воспитатель показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальцак кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 2)

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка "БЕЛКА".

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Воспитетель и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы пра- вой руки, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 3)

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК".

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 4)

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка "БЕЛКА"

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди...

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 5)

1. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").

2. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ:"

Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь.

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту