Для живота Для похудения Для растяжки

Терапевтические упражнения даосской гимнастики, или гимнастики даоинь. Упражнения и приемы системы дао-инь Меридианы - Магическая Сеть В Человеческом Организме

Гагонин Сергей Георгиевич -

Ректор института спортивно-боевых единоборств и менеджмента безопасности бизнеса при Государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, профессор;

Заслуженный тренер Всеевразийской федерации кикбоксинга, гранд мастер;

Эксперт высшей квалификации по ушу (кунгфу) тайцзицюань Шанхайского международного реабилитационного союза.

Гагонин Александр Сергеевич -

Филолог, выпускник С.-Петербургского Государственного университета.

Приложение 1

Методика выполнения самомассажа

При самомассаже неподвижны ноги и сознание концентрируется на выполняемом приёме, осознавая происходящие при этом внутренние процессы. Самомассаж выполняется при естественном типе дыхания в положении сидя или лёжа в следующей последовательности:

1. Растирание ладоней друг о друга до появления в них тепла.

2. Массаж лица осуществляется поглаживанием (без смещения кожи) кончиками пальцев сверху вниз 18 раз. Затем кончиками 4-х пальцев обеих рук производится разминание верхних и нижних десен по 18 раз. После чего первыми пальцами обеих рук разминается нижняя челюсть в обеих направлениях по 9 раз.

3. Упражнение - массаж для глаз заключается в 18 движениях подушечек первых пальцев обеих рук вдоль век от наружного к внутреннему углу глаза и 18 раз производится поглаживание надбровных дуг от переносицы к вискам. После чего в произвольном порядке осуществляется поворот глазных яблок вправо-влево, вверх-вниз.

Упражнение - массаж шеи (рис. 1): а). Поочередное поглаживание пятью пальцами обеих рук обхватывающими гортань движениями сверху вниз, соединяя большой (1-й палец) с другими четырьмя на уровне яремной ямки.

Приложение 1

Дозировка: 18 раз.

рис.1 рис.2 рис.2а рис.3

б). Поочередное поглаживание обеими ладонями задне-боковых поверхностей шеи сверху вниз по направлению к ключичным впадинам. Дозировка: 18 раз.

в). Наклонить шею вперед-назад, влево-вправо. Дыхание естественное, выдох - в момент наклона головы. Дозировка: по 18 раз.

5. Упражнение - массаж рук: а). Растирание верхней, нижней и боковых поверхностей каждого пальца до ощущения тепла.

б). Растирание внешней и внутренней сторон каждой кисти до ощущения тепла.

в). Пассивные движения каждого пальца с максимально возможной амплитудой вверх-вниз. Дозировка: 18 раз.

Приложение 1

г). Пассивное упражнение - массаж лучезапястных суставов (рис. 2 - 2А): Обхватив первым и третьим пальцами одной руки запястье другой сначала с наружной стороны, а затем с внутренней. Дозировка 18 х 2 для каждой руки.

6. Массаж стоп и пальцев ног (рис. 3): а) Растирать гребнем пальцев левой руки правой подошвы, а затем разминать ее большими пальцами обеих рук до ощущения тепла, то же - с левой подошвой.

б). Пассивные упражнения - массаж пальцев ног: исполнение и дозировка аналогична с пп. 5а и 5в.

Приложение 2

Гимнастика поз - даоинь

Упражнение 1 (рис.1) Сидя, обе ноги у таза.

Рис.1

Сидя, спина прямо, расположить стопы напротив таза, подошвенные своды соприкасаются. В этой позе положение рук произвольно.

Воздействие : Способствует восстановлению подвижности тазобедренных суставов, эластичности мышц промежности. Нормализует диафрагмальное дыхание, располагает к сосредоточению.

Показания: Нарушение подвижности тазобедренных суставов.

Противопоказания: Повреждения мышц промежности.

Упражнение 2 (рис. 2) усложненный вариант упр. 1. Сидя, руки на лодыжках.

Сидя, ноги развернуты, расположить стопы напротив таза, по, подвести руки под колени и обхватить лодыжки, наклоняя тело вперед.

Приложение 2


Рис.2 рис.3 рис.4

Воздействие: Способствует вытяжению позвоночного столба, вызывает сжатие солнечного сплетения и брыжейки, улучшает подвижность тазобедренного сочленения.

Показания: плоская спина, поясничный лордоз.

Противопоказания: кифоз позвоночника, нарушение функций равновесия.

Упражнение 3 (рис. 3). Руки под коленями.

Сидя, ноги расставлены, нагибаясь вперед, поместить руки под колени и наклониться вперед, сохраняя прямое положение спины.

Воздействие: Способствует восстановлению эластичности тазобедренных мышц, сжимает солнечное сплетение.

Показания: Поясничный лордоз, контрактурные боли.

Противопоказания: Кифоз, стесненное дыхание, астма, эмфизема.

Упражнение 4 (рис. 4). Лёжа на спине обе ноги набок.

Лёжа на спине согнуть ноги и повернуть их вращательным движением туловища вправо, затем выпрямить. Руки в стороны для увеличения площади опоры.

Воздействие: Способствует восстановлению эластичности тазобедренных мышц, гибкости позвоночника, укреплению косых мышц живота, улучшению кровообращения в тазовой области.

Приложение 2

Показания: Ухудшение гибкости позвоночного столба, брюшные боли.

Противопоказания: Обострение люмбоишалгии, дископатия сегментов позвоночника между четвертым грудным и первым поясничными позвонками.

Упражнение 5 (рис.). Сидя, кисти на пальцах ног.

Сидя, вытянуть ноги, наклоняясь вперед положить кисти на пальцы ног.

Воздействие: Способствует восстановлению гибкости тазобедренных мышц, мышц спины, нормализации положения сегментов позвоночного столба, блокирует движение диафрагмы. Оказывает давящее воздействие на селезеночное сплетение при легком повороте туловища налево, при повороте направо - на печеночное сплетение.

Показания: Поясничный лордоз, поясничные боли.

Противопоказания: Кифоз, астма, энфизема.


Рис.5 рис.6

Упражнение 6 (рис. 6). Лежа на спине, ноги за головой.

Лежа на спине, согнуть ноги в коленях над головой, соблюдая положение рук в течение всего удержания позы.

Воздействие: Способствует восстановлению гибкости позвоночника, растягивая затылочный и поясничный отделы. Благотворно действует на функционирование печени и поджелудочной железы.

Приложение 2

Показания: Поясничные боли, расстройство деятельности печени и поджелудочной железы.

Противопоказания: Острая боль в пояснице, предрасположение к приливам крови к голове, прогрессирующий артроз шейного отдела позвоночника.

Упражнение 7 (рис. 7). Лежа на животе, руки на затылке (Облегченный вариант - руки вдоль туловища).

Рис. 7

Лежа на животе, ноги вытянуты, лоб касается пола, положить руки на затылок, приподнять туловище, предплечья и плечи параллельны плоскости пола.

Воздействие: Способствует восстановлению статической силовой выносливости мышц, выпрямляющих туловище, мышц шеи и затылка.

Показания: Кифоз грудного и поясничного отделов позвоночника.

Противопоказания: Плоская спина, шейный лордоз, гиперлордоз.

Примечание : Поза имеет различные варианты положения рук.

Упражнение 8 (рис.8). Лёжа на спине, лодыжка на колене.

Приложение 2


Рис. 8

Лёжа на спине, ноги вытянуты, положить левую стопу против правого колена или наоборот. Положение рук произвольное.

Воздействие: Способствует восстановлению гибкости тазобедренных суставов, эластичности приводящих мышц бедра.

Показания: Тугоподвижность тазобедренных суставов, начальная стадия артроза тазобедренного сустава.

Противопоказания: прогрессирующий артроз тазобедренного сустава.

Варианты позы: Лодыжка на бедре, стопа на бедре; то же сидя, пятка касается живота; то же сидя, наклонившись вперёд.


Рис. 9

Упражнение 9 (рис. 9). Сидя, стопа на бедре.

Сидя, левую стопу поместить под промежность, затем правую положить на левое бедро (или наоборот). Положение рук произвольное.

Приложение 2

Воздействие: Способствует восстановлению подвижности суставов ног, нервное расстройство, тревога.

Противопоказания: Нарушение кровообращения в нижних конечностях.

Варианты поз: Наклониться вперед.

Упражнение 10 (рис. 10). Сидя, в наклоне одна нога и руки вперед.


Рис. 10 рис. 11

Сидя, одна нога выпрямлена, вторая согнута, стопа напротив бедра. Наклониться в сторону вытянутой ноги, кисти рук на стопе.

Воздействие: Способствует восстановлению эластичности седалищных мышц и связок, а также приводящих мышц бедра, восстановлению подвижности тазобедренного сустава. Сжимает справа - печеночное сплетение, слева - селезёночное.

Показания: Ухудшение эластичности и подвижности суставов ног.

Противопоказания: Прогрессирующий артроз тазобедренных суставов.

Упражнение 11 (рис. 11). Сидя, ноги вперёд под углом 60 ° .

Сидя, наклонить туловище назад под углом 45 ° , согнуть ноги и поднять их под углом 60 ° , руки в положении упор сзади.

Воздействие: развитие статической силовой выносливости мышц брюшного пресса и четырёхглавых мышц бедра.

Приложение 2

Показания: Варикозное расширение вен, брюшная атония.

Противопоказания: Пупочная грыжа.

Упражнение 12 (рис. 12). Лёжа, согнув ноги назад.

Из положения на коленях лечь на спину, пятки напротив подвздошных гребней.

Воздействие: Способствует восстановлению гибкости нижних конечностей, растягивает мышцы в области солнечного сплетения, брыжеечного сплетения, происходит компенсация остаточной деформации в области поясницы.


Рис. 12 рис. 13

Показания: Снижение гибкости нижних конечностей, накопление остаточной деформации в области поясницы, спазм желудка.

Противопоказания: Артроз коленных суставов, гиперлордоз.

Упражнение 13 (рис. 13). Лёжа на спине, ноги согнуты.

Лёжа на спине согнуть ноги, бёдра под углом 45 ° к полу, стопы на полу, поясница расслаблена и касается пола, руки вдоль туловища.

Воздействие: Компенсация деформации межпозвонковых дисков, способствует улучшению функционирования внутренних органов.

Показания: Боли в пояснице, остеохондроз позвоночника, воспаление седалищного нерва, нарушение процесса пищеварения.

Статические психофизические упражнения и самомассаж способствовали подготовке организма к выполнению динамической нагрузки.

В этой статье я хочу сделать обзор того, из чего состоит современный цигун . Какие теории и методы влияли на его развитие.

Данная статья также не является исключением, поэтому здесь не будет затронута тематика так называемого «сектантского цигун» или «цигун в стиле нью-эйдж» - где методы типа: «возьмёмся все за руки, произнесём священный слог Ом!, представим горячего слона и привлечём энергию космоса в наши чакры». Такие методы, несмотря на присутствие в их названиях слова «цигун», а также их популярность - как в западном мире, так и в самом Китае - в моём понимании, не имеют отношения к цигун .

Итак, когда человек говорит вам, что он занимается цигун, вам будет очень тяжело представить, что конкретно он делает. Это может выглядеть как угодно, поскольку под термином «цигун» скрывается множество методов и теорий , которые могут смешиваться между собой и иметь различные формы практической реализации. Я писал об этом немного в статье «Что такое цигун» . Давайте опишем эти теории и методы, которые составляют кирпичи в фундаменте цигун.

Методы Даоинь

Это один из самых древних пластов цигун. Он является настолько многогранным и разнообразным, что требует отдельного рассмотрения. Это могли быть как простые гимнастические движения, так и действия, сочетающие в себе работу с дыханием, которая часто выделяется в отдельное направление и выполняется без движения.

Большинство движений даоинь (ведение и привлечение ), известных в наши дни, - не очень сложные, некоторые используются с предметами (мяч, палка и т.д.). Какие-то техники выполняются исключительно в сидячем положении - что, возможно, указывает на их изначально вспомогательную функцию: восстановительная гимнастика после или в перерывах медитативных практик.

Поскольку некоторые дошедшие до нашего времени техники имеют глубинные корни, то в связи с этим наблюдаются следующие явления. Может существовать множество вариаций одних и тех же техник, часто существенно отличающихся друг от друга. Часто - проходя через сотни, а то и тысячи лет - методы теряли и приобретали новое внутреннее осмысление. На сегодняшний день множество людей, занимаясь цигун, просто двигают руками, иногда следя за соответствием вдоха и выдоха движением. Вполне вероятно, что «внутренний смысл» таких упражнений просто утерян, но с такой же вероятностью он мог никогда и не существовать .

Часто методы полностью терялись и пересоздавались заново, отталкиваясь от теории, которая была зафиксирована в трактатах.

Некоторые методы настолько изменились, что стали чем-то абсолютно иным. Например, «Игры пяти животных » , которые когда-то были изобретены легендарным врачом Хуа То (возможно, его последователями) на основе подражания диким животным и теории «Проточной воды» .

Каким был первоначальный метод Хуа То - вообще сказать трудно, так как описаний самих движений нет. Известно только, что во время занятий сильно выделялся пот - так, что тело приходилось посыпать пудрой, появлялся звериный аппетит и «тело становилось лёгким, и возникала радость ». Первые описания мы встречаем только спустя 300 лет после предполагаемого создания. Судя по этим описаниям, во время практики человек достаточно близко подражал движениям зверей. Вот некоторые отрывки:

«Тигр. Четыре конечности отрывают от земли, выполняют три прыжка вперёд и три назад…
Олень. Четыре конечности отрывают от земли, вытягивают шею и оглядываются назад…
Медведь. … Отталкиваются от земли руками справа и слева от тела.
Обезьяна. … Ногами захватывают предмет и повисают.»

Выглядит так, будто движения выполняются на четвереньках, некоторые действия похожи на современные гимнастические упражнения на турнике. Такие методы тренировали тело и несли достаточно мощную нагрузку на мышцы и связки.

Сегодня техника с названием «Игры пяти животных» абсолютно лишена нагрузки и выполняется в основном на почти прямых ногах. Ниже пример современного выполнения этих техник (пудра не понадобится ):

Из широко известных техник даоинь , имеющих древние корни, можно назвать: «Восемь кусков парчи » и «Двенадцать кусков парчи » .

В наши дни создаются множество комплексов движений по принципам даоинь , некоторые пытаются реставрировать древние методы по картинкам и описаниям, чтобы дать им вторую жизнь. Например, движения из Мавандуй .

Есть и такие, что придумывают собственные методы. Например, известный комплекс «Дикий гусь» . Не требует чрезмерных физических усилий и не несёт нагрузки на мышление. Просто лёгкая разминка. Смотрите на видео:

Так как пальцы устали печатать буквы, прерываю свой обзор до следующей статьи, в которой речь пойдёт о теоретических постулатах даоинь .

Терапевтические упражнения даосской гимнастики, или гимнастики ДаоИнь пользуются популярностью во всем мире. Эта гимнастика считается самым простым способом быстрого восстановления здоровья в любом возрасте. Даосская гимнастика моментально наполняет тело энергией, запуская процесс исцеления и восстановления организма.

Эту энергию китайцы называют жизненной энергией Ци. Обратите внимание на слово цигун: Ци означает положительную энергию, а гун - развитие.

В наши дни Дао-Инь представляет собой систему, в которую входят самомассаж, диагностирование и быстрое исцеление своего организма и которую с успехом могут практиковать люди, желающие осуществить большие изменения в своем теле и стремящиеся восстановить и в дальнейшем сохранять гармоничную связь с природой.

Даосская алхимия - Дао Инь


Древние врачи Китая подчеркивали большое значение расслабления. Расслабление позволяет разблокировать течение энергии Ци. Когда путь течения жизненной энергии Ци блокирован напряжением физического или эмоционального характера, создаются условия для развития болезней. Объясняется это тем, что напряжение забирает много сил и энергии у организма.

Упражнения даосской гимнастики содействуют качественному расслаблению тела, что позволяет энергии Ци беспрепятственное движение.

Знакомство с удивительными возможностями гимнастики Дао-инь для быстрого восстановления здоровья в любом возрасте — это еще одна новая дверь, которая откроет Вам чудесный мир здоровой и счастливой жизни без лекарств и боли.

Знакомьтесь с даосской гимнастикой!

Даосская оздоровительная гимнастика

В видеоролике даосские упражнения исполняет Бянь Чжичжун - единственный человек, унаследовавший метод Хуа-шаньской школы дао.
Упрощенный вариант Даосской оздоровительной гимнастики из 5 упражнений Хуашаньской школы ДАО.

Гимнастика ДАО-ИНЬ - 1

Гимнастика ДАО-ИНЬ - 2

Дао Инь Комплекс Укрепление костей и суставов от д-ра Бутримова
Ролик без звука, так что не удивляйтесь:о)


В Китае бытует выражение: «Ци — причина ста болезней, а застой крови — начальная точка этих болезней» . Понять это выражение нетрудно — в силу тех или иных причин в нашем теле формируется зажатый ци. Учитывая тесную взаимосвязь и взаимозависимость ци и крови, блокированная энергия формирует в разных частях тела застои крови, которых со временем становится всё больше и больше.

Эти застойные явления проявляются многими негативными симптомами и болезнями. В нашем мудром организме присутствует мощная система самовосстановления, но застои ци и крови мешают ей запустить свой механизм.

По логике вещей, достаточно восстановить движение ци и крови, чтобы болезням негде было закрепиться.

Давайте прибегнем к аналогии. Представьте себе движение извилистого ручейка, воды которого кристально чисты и прозрачны. Он легко и смело прокладывает себе дорогу. Его беспрепятственное движение привлекает живые организмы всех форм и размеров.

Но что произойдет, если мы построим на пути ручейка запруду? Со временем это некогда «живое существо» превратится в мертвое болото, в «очаг воспаления» на теле Земли.

Так и в нашем организме: боль, дискомфорт, усталость, воспаления, негативные симптомы и болезни — это всё очаги зажатых в тех или иных местах ци и крови.

Наша задача — не бороться с болезненными симптомами, ведь если не устранить причину, они будут возвращаться снова и снова, а избавиться от корня неприятностей, поселившихся в теле, другими словами — снести запруду, мешающую активному движению ци и крови.

Заставить кровь двигаться по большому кругу, а ци — беспрепятственно по каналам — означает не дать закрепиться в организме никаким ядам, последствиям негативных эмоций, токсинам, вирусам и инфекциям. Для этого у них просто не возникнет благодатной почвы.

Именно для этих целей и были бережно собраны и адаптированы упражнения гимнастики дао-инь.

Самый оптимальный эффект вы получите если будете выполнять комплекс из семи—восьми упражнений за один раз. Но дело в том, что каждое упражнение в отдельности вполне самодостаточно и может принести вам большую пользу.

Будьте здоровы!

СИСТЕМА ДАО ИНЬ (ЦИГУН).

Одним из самых драгоценных наследий китайской медицины дошедшим до наших дней является система (метод) Цигун, одновременно являясь научным, лечебным, профилактическим, творческим и военным средством развития. Особое значение эта система имеет в терапии сложных и хронических заболеваний, в связи с чем, в древности Цигун (терапию) называли «методом искоренения болезней и продления жизни».

Цигун в те далекие времена имел много названий: ведение Ци (дао инь), выдыхание – набирание (туна), тренировка энергии (лян ци), тихое сидение (цзин цзо), сидячая медитация (цзо чань), внутренняя работа (нэй гун), искусство внутреннего эликсира (нэй дань шу) и др.

Дао Инь («ведение Ци») – это древний даосский метод работы с телом посредством сознания, главной задачей которого является расслабление, выведение глубоких психофизических блоков, обретение гибкости и подвижности суставов, название подразумевает вождение энергии по телу с помощью силы мысли.

Наличие аспекта глубокой работы с энергией Ци и сознанием позволяют вывести из организма человека все вредоносные энергии, сбалансировать циркуляцию потока Ци, «открыть меридианы» и проработать все сочленения тела. В плане духовно-этической направленности позволяет культивировать в человеке гуманные качества и учит тонко чувствовать свою связь с природой.

Как метод гимнастики, Дао Инь способствует укреплению физического и энергетического тела, делает его молодым, сильным, гибким и чувствительным при сохранении внутренней концентрации.

Значительное внимание в этой системе уделено работе с позвоночником, с целью формирования его правильной вертикальной структуры, благодаря проработке суставов верхних и нижних конечностей, что в свою очередь позволяет глубже понять работу питательной энергии (Ин Ци).

Однако, при наличии активной работы с телом, главная роль в Дао Инь отводится работе сознания (ума) с энергией Ци, идущей на развитие энергетического потенциала организма.

В целом метод Дао Инь является системой психофизических знаний, подразделяющихся на три направления:

– Дао Инь физических позиций тела;

– Дао Инь дыхания;

– Дао Инь сознания и мышления.

Основное назначение гимнастики – это концентрация внимания над потоками энергии Инь в состоянии покоя и контроль над энергией Ян в состоянии движения с целью «взращивания эликсира молодости и долголетия».

Раздел Дао Инь позиций тела направлен только на физическое растяжение, расслабление и разблокирование суставов тела, раздел Дао Инь дыхания уделяет главное внимание восстановлению проходимости энергетических меридианов тела посредством различных видов (типов) дыхания.

Высший раздел Дао Инь полностью посвящен взращиванию в человеке духовных качеств личности, т.е. духовной работе над своим сознанием и образом мышления (щэнь гун).

Первоочередное внимание в практике Дао Инь уделяется:

– гармоничной регуляции потоков Инь – Ян Ци между собой;

– слаженному взаимодействию 3-х энергетических центров человека Дань тянь;

– умению работать с потоками энергии Природы: Земли, 5-ти стихий, направлений пространства, а также с космическими энергиями Солнца, Луны, планет, созвездий и т.п.

Большая часть движений выполняются очень медленно, мягко и плавно, что способствует расслаблению сознания и позволяет гармонизировать движение потока энергии Ци в теле.

«Стержнем системы» является формирование и поддержание внутреннего намерения сознания (шэнь), которое направлено к постижению высшего изначального источника Жизни – Дао.

Данное обстоятельство позволяет ориентировать практику в сторону всестороннего духовно-этического развития человека с последующей культивацией добродетельных качеств.

Цигун приобрел множество различных стилей и форм, причем его название и методы могут варьироваться в зависимости от конкретной формы. И в то же время самой древней и наиболее сложной его формой остается система (комплекс) Дао Инь. Др. разновидностью Цигун является система Ту на (вдыхание чистого воздуха и выдыхание мутного), известное еще также как Тяо си – регуляция дыхания.

Существует много различных направлений Ту на, которые можно условно разделить на три основных категории:

1. Коу би ху си – одновременное дыхание через нос и рот.

2. Фу ши ху си – дыхание животом.

3. Дань тянь ху си – дыхание через центр Дань тянь.

Кроме вышеуказанного существуют и др. методы дыхания и регуляции потока энергии Ци: Чунци – наполнение тела энергией Ци, Гуй си – «дыхание способом черепахи», Чжун си – дыхание и направление потока Ци «через пятки» и др.

Отдельно сл. выделить еще одну разновидность Цигун – это Нэй дань шу или метод «создания внутреннего эликсира». Это искусство возникло в период правления династии Хань, а свое дальнейшее развитие получило в период трех последующих династий Тан, Сун и Юань (618 – 1368 г.г.).

Метод «создания эликсира» считается особой практикой, помогающей поддерживать хорошее самочувствие в любом возрасте и преобразовывать Ци в духовную энергию.

Развитие Нэй дань шу усовершенствовало учение о меридианах и систематизировало его в строгую медицинскую теорию с целенаправленным воздействием на функциональное начало человека.

Для сосредоточения внимания на определенной части тела (функции, качестве) было важно использовать последовательное мышление (схему) и только в этом случае возможно достижение нужного результата.

Это направление Цигун стало активно развиваться в эпоху «Сражающихся царств» (475 – 221 г.г. до н.э.).

При выполнении данной техники внутренний поток энергии Ци следует по меридианам и посредством сознания (терапевта) достигает нужного участка тела с целью его преобразования и трансформации.

Важной составляющей практики Нэй дань шу является метод Гуань сян, или концентрация внимания на определенном объекте (или секторе тела человека), который по своей сути является формой мышления. Назначение метода: расслабление, гармонизация потоков Инь-Ян, баланс между телом, сознанием, временем и окружающим пространством (времена года).

Метод Гуань сян состоит из двух аспектов:

  • Вай гуань, или созерцание внешних объектов (Солнце, Луна, созвездия, стихии и т.п.);
  • Нэй ши, или созерцание внутренних объектов (органы, точки, меридианы, центры энергии и т.д.).

Посредством различных практик Цигун массажа целитель постепенно «растворяет» заблокированные участки, как в теле пациента, так и в своей собственной энергетической структуре.

Растворяя и разгоняя эти блоки Ци, терапевт реально начинает ощущать течение энергии через свое тело и, соответственно, и в теле пациента, только в этом случае, работая, человек не устает, а в некоторой степени даже чувствует подзарядку энергией «Земли и Космоса».

Пациент, в свою очередь, чувствует облегчение, внутреннюю радость и приятное расслабление тела.

Система Цигун – это учение о чувстве энергии и развитии навыков работы с ней, с целью улучшения жизни, сохранения здоровья и развития скрытых талантов личности.

Общеизвестно, что Цигун оказывает мощное омолаживающее действие, способствует активному образу жизни и долголетию, а целью Цигун – терапевта является сбережение и поддержание своей внутренней энергии в равновесии с окружающей средой.

Второй целью является – преобразование внешней Ци во внутреннюю энергию, т.к. любой вид природной энергии можно трансформировать во внутреннюю энергию Ци человека посредством регулярной практики различных систем Цигун.

История развития Дао Инь.

Даосизм – является древней самобытной китайской религией, отражающей важнейшие представления о мире и культурные ценности китайцев, становление традиций даосизма приходится на первые столетия новой эры.

Его главной целью являлось обретение единства с первоисточником всего сущего Дао, и создание бессмертного тела при помощи специальных психофизических упражнений – методов даосской алхимии.

История развития Дао Инь достаточно длительная. Если учесть только письменные источники, сохранившиеся до наших дней, то уже более двух тысяч лет назад в научных трудах и книгах, посвященных алхимии жизни, можно обнаружить информацию, касающуюся этого вопроса. Кратко перечислим эти источники:

– На медных изделиях династии Шан Инь (1766 – 1122 г.г. до новой эры) изображены статические позиции и динамические упражнения Дао Инь, а это в свою очередь указывает на то, что это искусство продления жизни уже практиковалось и имело место до возникновения письменности.

– Трактат известного мастера Хуана Фуми: Цзя и Цзин или «Канон о началах», здесь автор обобщил достижения медицины и гимнастик продления жизни Ян шэн династий Цинь – Хань (III век до н.э. – III в. н.э.) дав подробное описание системы Дао Инь.

– Трактат о внутренней медицине Желтого императора (Хуан ди нэй цзин), появившийся в эпоху династии Хань, также содержит упоминание о большой значимости лечебных упражнений систем Дао Инь и Ян шэн («взращивание жизни»).

– Даос и врачеватель Тао Хун цзин, живший в период правления Северных и Южных династий (265 – 583 г.г.), написал трактат «Разные тексты о знаменитых врачах древности». В нем есть упоминание об особых методах работы с Чудесными сосудами, травами, минералами и дыхательными гимнастиками.

– Во времена династии Цзинь (265 – 420 г.г.), в трактате Хуан тин цзин («Канон о желтом дворце») даоса Вэй Фужэня, говорится о полях Ци (дань тянь), и о различных методах внутренней работы с энергией (Дао Инь, Ян шэн фа и др.).

– В конце династии Хань (III в. н.э.) двое ученых врачей Хуа То и Чжан Чуцзин широко использовали метод Дао Инь в профилактике заболеваний.

Хуа То создал гимнастический комплекс «Игры-танцы 5-ти зверей» (У цинь си), состоящий из движений, подражающих сл. животным: медведю, оленю, тигру, обезьяне и журавлю.

В своем трактате Цзан фу цзин («Трактат о внутренних органах») Хуа То объяснял значение энергии дыхания для «прочистки меридианов» и культивации восьми необычных сосудов-меридианов тела (ба цзи май).

– Гэ Хун – «бессмертный святой», живший во времена династии Цзинь (265 – 420 г.г.), знаток методов Дао Инь, написал трактат Бао Пуцзы («Питание сокровенного»), где подробно описал методы продления жизни и технику создания «эликсира жизни». Кроме этого он также описал учение о 3-х энергетических центрах человека (дань тянь) и практическую работу с чудесными сосудами (цзи май).

– В период династий Суй и Тан с 550 – 630 г.г. врач и ученый Чао Юань фань составил 5-ти томное произведение «Трактат о происхождениях и симптомах болезней» (Чжу бин юань хоу лунь), где он приводит обзор и классификацию более 200 упражнений Дао Инь.

– Индийский монах Бодхидхарма (Дамо), пришедший в Китай из Северной Индии в VI веке и принесший свою систему психофизического совершенствования. В его трактате Си Суй цзин («Восстановление костного мозга») также встречается упоминание о работе с духовной энергией Ци (Шэнь Ци).

– В VII веке в период правления династии Тан, был создан рецептурный справочник врача и ученого Сунь Сымао, в котором есть рекомендации по применению различных комплексов лечебных упражнений.

– В годы правления династии Северная Сунь (960 – 1127 г.г.) ученый Чжан Цзинь фан собрал и составил трактат Юнь цзи ци цянь («Семь книг из облачной библиотеки»), который впоследствии был назван малым даосским каноном. Здесь были собраны трактаты периода до династии Сун, в том числе встречаются данные о древних методах работы с меридианной энергией Ци. Наибольший интерес представлял трактат, описывающий работу с внутренней энергией – У чжэнь пянь («Канон об осознании внутренней истины»).

– В годы правления монгольской династии Юань (1280 – 1368 г.г.) был написан трактат Цзин лань сюнь цзин («Канон золотой орхидеи») монгольского врача Цинь Били. В этом трактате, кроме описания 12 главных меридианов, добавлены вопросы работы с чудесными меридианами, являющихся важными пунктами работы в системах Дао Инь.

– В середине династии Мин (1368 – 1644 г.г.) известный врач Сюй Чунь пу составил «Энциклопедию современной и древней медицины» – Гу цзинь и тун, в которой было собрано более 100 свитков древних текстов включающих и описание различных систем самосовершенствования.

– В трактате великого китайского врача и фармацевта Ли Ши чжэня – Ци цзин ба май хао («Обзор 8-ми чудесных сосудов»), вышедший в свет в 1578 г. дается подробное описание внутренней работы с полярными потоками энергии Ци.

В 1601 г. был издан трактат Чжэнь цзю да чэн («Большие достижения в области чжэнь цзю») известного ученого эпохи Мин – Ян Цзи чжоу. Трактат состоял из 10 томов, здесь акцентировалось внимание на значении проведения профилактических упражнений с целью укрепления организма.

Выводы.

Система Дао Инь (Цигун) была известно давно, и она тесно переплеталось с алхимической практикой саморегуляции по достижению состояния молодости и предельного долголетия.

По некоторым источникам Дао Инь относят не к методам традиционной китайской медицины, а к системе даосской внутренней регуляции, основателем которой считается легендарный Лао Цзы.

С древних времен Дао Инь или Цигун широко использовался в Поднебесной для медицинских, военных, научных, творческих и морально-этических целей. Методики состояли из статических, динамических и смешанных техник по стилю движений, они также подразделялись на внутренние и внешние, по качеству выполнения – на мягкие, жесткие и сочетающиеся.

В области медицины Цигун отличался от других, принятых в китайской медицине терапевтических методов воздействия на физическое тело, и сам термин подчеркивает уникальность данной системы.

Цигун – это целая система обучения, которая позволяет использовать естественные возможности тела и сознания для личностного совершенствования, как в плане укрепления здоровья, так и в плане развития духовных и творческих способностей.