Для живота Для похудения Для растяжки

Обследование произвольной моторики пальцев рук. Карта комплексного обследования мелкой моторики рук материал по логопедии на тему. Состояние общей моторики

  • Part 13 Современные достижения науки. Перспективы развития науки.
  • Акмеологический подход в изучении развития зрелой личности
  • Акмеологический подход в исследовании развития профессионала
  • Методика исследования произвольной моторики пальцев рук Г.А. Волковой, методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру), диагностические задания из книги С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, а также тесты для обследования мелкой моторики рук из книги С.Е. Большаковой. Обследование мелкой моторики детей с нарушением речи включает исследование произвольной моторики пальцев рук, обследование координации движений пальцев и рук определение точности движений пальцев рук. Методика обследования речи и художественного творчества Ю.А. Афонькина комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал.

    Для исследования произвольной моторики пальцев рук детям предлагаются следующие диагностические задания (по подражанию и по словесной инструкции), которые выполнялись под счет:

    1. Пальцы сжать в кулак - разжать.

    2. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз).

    3. Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз).

    4. Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»).

    5. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5-6 раз). 6. На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5-6 раз). 7. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи (5-6 раз).

    8. На обеих руках одновременно положить третьи пальцы на вторые (5-6раз).

    Критерии оценки: «1» балл присваивается за четкое выполнение задания, «0» баллов – за невыполнение задания.

    6 - 8 баллов – высокий уровень развития, 3 – 6 баллов – средний уровень, 0 - 3 балла - низкий уровень

    С целью обследования координации движений пальцев и рук были подобраны диагностические задания, направленные на исследование зрительно-моторной координации, динамической координации движений (кинетический праксис) и кинестетического праксиса.

    Кинестетический праксис – целенаправленное действие, в процессе которого рука получает афферентные сигналы обратной связи и выполняет тонкие движения. После показа обследуемым предлагалось повторить движения:



    · «Кошечка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх);

    · «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

    · «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

    Кинетический (динамический) праксис - последовательное переключение движений и формирование двигательных звеньев, создающих основу двигательных навыков. Применялись упражнения на динамическую координацию движений рук:

    · Кулак – ребро – ладонь (сначала правая, потом левая). Вначале показать ребенку, как выполнить это упражнение вместе со взрослым. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.

    · Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

    Зрительно-моторная координация – согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Следующие задания направлены на исследование зрительно-моторной координации пальцев и рук.



    · Графические пробы:– зубчики (на нелинованном листе) 20 сек. на пробу.

    · Вырезание ножницами.

    · Сгибание листа бумаги пополам.

    Критерии оценок при обследовании координации движений пальцев и рук следующие: «1» балл – с заданием справился; «0» баллов – с заданием не справился; «0,5» баллов – справился с помощью взрослого.

    После подсчета баллов определяется уровень развития координации движений пальцев и рук:

    0 - 3 балла – низкий уровень; 3 – 7 баллов – средний уровень; 7 – 10 баллов – высокий уровень.

    Для определения точности движений пальцев рук (методика «Дорожки»), используется следующий материал: рисунок, на котором изображены «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Тип «дорожки» усложняется от первой к последней.

    Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Нужно соединить линией машину с домиком, не отрывая карандаш, и не съезжая с дорожки».

    Критерии оценки:

    1. Наличие выходов за пределы «дорожки». 0 баллов – присутствует в работе частично, 0,5 баллов присутствует в работе незначительно, 1 балл – отсутствует в работе.

    2. Отрывание карандаша от листа бумаги. 0 баллов – присутствует в работе значительно, 0,5 баллов присутствует в работе частично, 1 балл – отсутствует в работе.

    3. Равномерный нажим. 1 балл – признак присутствует, 0 баллов - признак отсутствует.

    4. Многократное проведение по одному и тому же месту. 0 баллов – присутствует в работе значительно, 0,5 баллов присутствует в работе частично, 1 балл – отсутствует в работе.

    5. Активное поворачивание листа бумаги. 0 баллов – присутствует в работе значительно, 0,5 баллов присутствует в работе частично, 1 балл – отсутствует в работе.

    6. Неправильное положение пальцев или руки. 0 баллов – присутствует в работе значительно, 1 балл – отсутствует в работе.

    7. Линии ровные, не дрожащие. 1 балл – признак присутствует, 0 баллов - признак отсутствует.

    8. Уверенная работа с карандашом. 1 балл – признак присутствует, 0 баллов - признак отсутствует.

    6 – 8 баллов – высокий уровень развития, 4, 5 – 6 баллов – средний уровень, 0 – 4, 5 балла - низкий уровень

    Подведение общего итога: 19 – 26 баллов – высокий уровень развития, 10,5 -19 баллов – средний уровень, 0 – 10,5 балла - низкий уровень

    Календарно – тематическое планирование

    Время проведения Н.О.Д. – 30 мин.

    На просторах интернета есть различные методики обследования моторики, но вот комплексного подхода к данному мероприятию я так и не нашла, поэтому сама составила карту комплексного обследования мелкой моторики детей и теперь опробирую ее.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8 ГОРОДА КРОПОТКИН

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

    «Карта обследования мелкой моторики детей 5-7 лет»

    Подготовила:

    Учитель-логопед МБДОУ д/с№8

    Мнацаканян Светлана Викторовна

    Кропоткин, 2015

    Карта обследования мелкой моторики

    Фамилия, имя ребенка _____________________________________________ возраст _________

    Группа _________________________________________________МБДОУ д/с №8 г. Кропоткин

    Дата обследования «_____»_____________________20____г.

    ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

    1. Общая диагностика мелкой моторики.

    Статические упражнения

    «Петушок» __________________ «Коза»_________________ «Флажок» _____________________

    «Заяц» ______________________ «Солдатики» ____________ «Вилка» _______________________

    Координация движений

    «Ладонь-ребро-кулак»______________________ «Коза-заяц» ________________________________

    Работа с бумагой

    Вырезание _______________________________ Сгибание ___________________________________

    Сила тонуса

    Две руки _________________________________ Одна рука___________________________________

    Обследование щепотки

    Захват карандаша ______________ «Посолим суп» ______________ Катание шарика _____________

    Общее кол-во баллов _____________

    Рисунок рук на следующей странице.

    Ведущая рука __________________________________________________________________________

    Подсчет синкензий______________________________________________________________________

    Заключение____________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________

    №1

    №2

    №3

    № 4

    № 5

    №6

    №7

    №8

    №9

    №10

    Общее количество баллов_____________________________

    Заключение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Учитель – логопед _____________ (_____________________)

    ПОЯСНЕНИЯ К КАРТЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.

    1. Общая диагностика мелкой моторики

    Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

    Статические упражнения:

    «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

    «Коза»(два пальца –указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони);

    «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

    «Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

    «Солдатики» (показ пальцев по одному);

    «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

    Координация движений:

    «Ладонь – ребро – кулак» (вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;);

    «Коза – заяц».

    Работа с бумагой:

    Вырезание ножницами выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

    Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

    Сила тонуса:

    Сжатие руки взрослого двумя руками;

    Сжатие руки взрослого одной рукой.

    Обследование щепотки:

    Захват карандаша;

    «Посолим суп» (ребёнок как бы растирает комочек соли);

    Катание шарика.

    Условные обозначения:

    « + » - задание выполнено правильно;

    « – » - задание выполнено неверно;

    «i» - неустойчивое выполнение задания.

    Примечание. При подсчете баллов за единицу принимается только знак « + », неустойчивость выполнения в данном случае является отрицательным показателем и нуждается в доработке.

    Характеристика групп:

    Группа В - дети, набравшие 10 - 15 баллов. Мелкая моторика развита хорошо.

    Группа С – дети, набравшие 13 – 12 баллов. Мелкая моторика развита недостаточно.

    Группа Н – дети, набравшие 11 – 9 баллов. Мелкая моторика развита плохо.

    Группа О - дети, набравшие 8 и меньше баллов. Мелкая моторика отстает от возрастной нормы.

    2. Выявление ведущей руки, количества синкензий.

    Для проведения теста необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Посадите ребенка за стол, положите перед ним лист бумаги и попросите положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.

    После этого обведите кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Посмотрите, что получилось. Потом снова попросите положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясните суть задания : «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинайте.

    В случайном порядке указывайте ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.

    Для того, чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.

    При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.

    Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).

    Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатывают следующим образом:

    1) подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2.

    2) полученные по каждой руке результаты складывают.

    Обратить внимание на какой руке меньшее количество синкинезий (для этой руки дифференциация двигательной системы развита лучше) – данная рука будет ведущей при письме.

    3. Диагностика мелкой моторики, связанная с графическими действиями

    №1
    Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.
    (На выполнение задания отводится 1 минута).
    Оценка:
    3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
    2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
    1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

    №2
    Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
    Оценка:
    3 балла – без ошибок
    2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
    1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии

    №3 Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.
    Оценка:
    3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю
    2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)
    1 балл – 3 и более ошибок

    №4
    Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
    Оценка:
    3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии
    2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии
    1 балл – 5 и более раз сошел с линии

    №5

    Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.
    Оценка:
    3 балла – без ошибок
    2 балла – с ошибками
    1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

    №6
    Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.
    Оценка:
    3 балла – без ошибок
    2 балла – ребенок ошибся в одном узоре
    1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах

    №7
    Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.
    Оценка:
    3 балла – без ошибок
    2 балла – 1 ошибка
    1 балл – 2 ошибки и более

    №8

    Оценка:
    3 балла – без ошибок
    2 балла – 1 – 2 ошибки
    1 балл – 3 ошибки и более

    №9
    Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.
    Оценка:
    3 балла – без ошибок
    2 балла – 1 – 2 ошибки
    1 балл – 3 ошибки и более

    №10
    Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.
    Оценка:
    3 балла – без ошибок
    2 балла – ошибки в 1 фигуре
    1 балл – ошибки в 2 фигурах и более

    Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
    Общий результат 24 балла и выше свидетельствует о сформированности и высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
    Общий результат от 16 до 23 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
    Общий результат 15 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

    Литература


    1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
    2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

    Разработка методического материала принадлежит Мнацаканян С.В. учителю-логопеду МБДОУ д/с №8 г. Кропоткина



    Исследование произвольной моторики пальцев рук
    Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп (выполнить под счет):
    Пальцы сжать в кулак - разжать.
    Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз).
    Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз).
    Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»).
    На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5-6 раз).
    На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5-6 раз).
    На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи (5-6 раз).
    На обеих руках одновременно положить третьи пальцы на вторые (5-6 раз).
    То же по словесной инструкции.
    Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

    Методика исследования орального праксиса

    Исследование объема и качества движения губ

    Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу.
    Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать 1 позу.
    Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы.
    Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы.
    Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.
    Надуть обе щеки, затем втянуть их, губы вытягиваются вперед.
    Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.
    Исследование объема и качества движений мышц щек
    Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:
    Надуть левую щеку, удержать позу в течение З секунд.
    Надуть правую щеку, удержать позу в течение З секунд.
    Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение З секунд.
    Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.
    Исследование объема и качества движений языка -
    Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп:
    Показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета.
    Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета.
    Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта.

    Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»).
    Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку.
    Открыть рот, пощелкать (поцокать) языком: присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком. Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

    Методика исследования произвольной мимической моторики

    Исследование объема и качества движений мышц лба

    Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных
    групп:
    - Нахмурить брови, удержать позу.
    - Поднять брови вверх, удержать позу.
    - Наморщить лоб, удержать позу.
    Отметить: выполнение правильное или движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.) или движение не удается.
    Исследование объема и качества движений мышц глаз
    Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:
    - Легко сомкнуть веки, удержать позу.
    - Плотно сомкнуть веки, удержать позу.
    - Прищурить глаза, удержать позу.
    - Закрыть поочередно правый и левый глаз.
    Отметить: выполнение правильнёе или испытуемый зажмуривает глаза, или возникают содружественные движения, или движение не удается.

    Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз
    Объяснения логопеда: удивление брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед ; печаль - брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас - брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость - губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение - брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность - губы сжаты, один или оба глаза прищурены.
    Отметить: указанное выше правильное выполнение мимических поз; мимическая картина нечеткая; движение не удается:
    Исследование продолжительности выдоха

    Приемы для всех возрастных групп:

    Сыграть на любом духовом инструменте.
    - Поддувать пушинки, снежинки (2-З дыхательных движения).
    Отметить: продолжительность выдоха - соответствует возрасту; укороченный выдох.
    Исследование темпа движений
    Прием для всех возрастных групп:
    В течение определенного отрезка времени удерживать заданный темп в движениях рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнять движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук: вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.
    Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный. Приём для взрослых, подростков, школьников:
    Обследовать темп движений при помощи письменной пробы: предложить чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе. Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный. В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния детей с расстройствами речи. После обследования необходимо вести записи психомоторного развития каждого ребенка. Можно использовать карту-таблицу, на которой по вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали - параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация, ориентировка в пространстве и др., общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная черный цвет - плохое выполнению, 1 балл; синий цвет - среднее выполнение , 2 балла; красный цвет - хорошее выполнение, З балла. Таким образом, наихудший показатель, например по б параметрам - б баллов, наилучший - 18 баллов. Можно составить график календарной кривой психомоторики (музыкальный руководитель) и сопоставить его с речевым графиком (логопед).

    Онтогенетический принцип логопедического исследования

    В процессе работы логопеда необходима опора на онтогенетический принцип, т. е. на знание формирования психических функций в онтогенезе, на его ранних этапах, в частности, на формирование моторной функции, зрительного восприятия, действий с предметами, бытовых навыков и умений, подражательности, взаимоотношений детей, импрессивной, экспрессивной речи.
    Определение моторного развития ребенка (от рождения до 3 лет)
    1 мес. Реакция на звуки. Пытается поднимать и удерживать голову.
    2 мес. Удерживает голову; следит за движущимся предметом; появляются хватательные движения.

    3 мес. Лежит на животе несколько минут, опираясь на локти и хорошо удерживая голову.. На руках у взрослого хорошо удерживает голову. Удерживает вложенный в руку предмет.
    4 мес. Поворачивается со спины на бок.
    5 мес. Подолгу лежит на животе. Поднимает тело, опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Хорошо берет предметы, игрушки, тянет их в рот.
    6 мес. Переворачивается со спины на живот, с живота на спину. Пытается садиться, самостоятельно сидеть. Самостоятельно держит бутылочку в руках, ползает.
    7 мес. Хорошо и много ползает.
    8 мес. Самостоятельно садится, сам встает и передвигается, держась за барьер. Пытается перелезть через решетку кровати. Умеет держать бутылочку с молоком в руках. Тянется за высоко расположенными предметами и игрушками. Хватает близких за нос, волосы.
    9 мес. Свободно сидит. Появились шаговые движения. Ходит неуверенно, держась за предметы.
    10 мес. Ходит, придерживаясь рукой. Поднимается на небольшие ступеньки, держась за перильца.
    II мес. Стоит самостоятельно, без поддержки. Играет в «Ладушки», «Сороку». Пьет из стакана.
    12 мес. Ходит самостоятельно. Первые шаги бегом. Удерживает принятую позу стоя , сидя на корточках, на четвереньках, на коленях.
    1 г. 1 мес. Развитие ходьбы: ходит ровно или с пробежками, поворачивается на отклик, при этом или падает, или нет при повороте. Может довольно уверенно пройти по неширокой доске.
    1 г. 2 мес. Перешагивает через небольшие препятствия.
    1 г. 3 мес. Свободно поднимается на горку с небольшим наклоном. Снимает с ноги обувь.
    1 г. 4мес. Может расшнуровывать ботинок.
    1 г. 5 мес. - 1 г. 7 мес. Д ержит ложку, развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч).

    1 г. 6 мес. Умеет влезать на. препятствие высотой 10- 15 см от пола, перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на полу, перешагивать через препятствие высотой 5-10 см.
    1 г. 8 мес. - 2 г. Самостоятельно влезает на стул или скамейку. Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одеваться, раздеваться.
    2 г. 4 мес. Попадает мячом в цель с расстояния 1 м и более.
    2 г. 6 мес. Влезает на скамейку высотой 20 см и слезает, перешагивает через палку или веревку на высоте 20-28 см. Влезает на стремянку высотой 1,5 м и слезает приставным шагом. Бросает одной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80-90 см. Полностью одевается.
    2 г. 9 мес. Ритмично двигается под музыку: хлопает в ладоши, притопывает ногами, в ритм покачивается с ноги на ногу.
    2 г. 10 мес. - 3г. Перешагивает через палку или веревку, горизонтально расположенную над полом на высоте 30- 35 ем, проходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной над полом на высоте 30-35 см, влезает на стремянку высотой 1,5 м и слезает приставным шагом. Бросает одной рукой (попеременно) мяч в горизонтальную цель на расстоянии 100-125 см. Согласовывает свои движения с движениями других детей, например, ходит парами в общем круге; может одновременно действовать рукой и ногой, например, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши. Умеет менять темп, направление, характер движения в зависимости от словесного или музыкального сигнала: перейти от быстрого бега к ходьбе под музыку, резко повернуть назад при приближении того, кто хочет его поймать , перейти от одного движения к другому. Умеет, хотя и с некоторым напряжением, сдерживать свои движения, дождаться сигнала к действию. Умеет одеться, застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. Владеет карандашом.

    Определение развития зрительного восприятия
    2 мес. Следит глазами за движущимся предметом, рассматривает висящие над ним игрушки.
    3 мес. Сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним человека.
    4мес. Узнает хорошо знакомые предметы, связанные с кормлением (например, бутылочки с едой разного цвета и формы).
    5 мес. Отличает хорошо знакомых людей от незнакомых (по-разному реагирует).
    6 мес. Различает выражение лица (улыбающееся, сердитое).
    7мес. На вопрос «Где?» (часы, мишка и пр.) ищет взглядом и находит предметы, находящиеся на их обычных местах.
    9 мес. На вопрос «Где?» отыскивает знакомые предметы независимо от их месторасположения.
    10 мес. Узнает на фотографии хорошо знакомые лица (маму и др.).
    71 мес. По просьбе взрослого находит и дает хорошо знакомую игрушку, находящуюся среди других, различающихся по форме (например, находит мишку среди мячей и кубиков).
    1 г. 1 мес. По просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами (например, «покачай лялю», «покажи у кисы глазки и пр.). Различает игрушки, похожие по форме (например, «петушка» от «курочки»), и приносит их по просьбе взрослых.
    1 г. 2 мес. Понимает изображения отдельных предметов, действий по картинке (например, на вопросы «Где мячик, покажи? Что делает девочка на картинке?» и т. д.).
    1 г. 4 мес.- 1 г. 7 мес, Подбирает и раскладывает по образцу:
    контрастные по форме предметы (например, кубик и шар);
    разные по величине предметы (большой и малый шар);
    различает два цвета (например, выполняет просьбу взрослого положить красный шар в красную коробочку, выбран его среди шаров синего цвета).

    1 г. I0мес. - 1 г. 11 мес. Подбирает по предложенному образцу предметы, имеющие различные геометрические формы (например, кубик, шар, пирамидку, яйцо). Различает величины: большую, среднюю, малую. Различает три цвета.
    2 г. 1 мес. - 2 г. 3 мес. Свободно выкладывает мозаичные картинки с геометрическим рисунком, ориентируясь на 4 основных цвета и основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, овал).
    2 г. 7 мес. Собирает пирамидку из колёц, башню из кубиков по убывающей или возрастающей величине.
    2 г. 9 мес. Обнаруживает большую наблюдательность.
    2 г. 10 мес. - 2 г. 11 мес. Умеет по образцу располагать цвета с учетом их оттенков (например, мозаичную полоску «радуга»).
    3 г. Определяет количество предметов (например, 1, 2, много).
    3 г.. 6 мес. Легче запоминает изображения предметов, чем их словесные обозначения.
    4 г. Объединяет предметы не по внешнему сходству, а по их назначению (например, объединяет все предметы «одежды», «посуды» и т. п.). -
    Определение бытовых навыков и умений, действий с предметами
    4 мес. Ощупывает и захватывает висящие над ним игрушки.
    5 мес. Уверенно берет погремушку, которую держат у него над грудью.
    6 мес. Свободно берет погремушку из разных положений и подолгу с ней занимается.
    7 мес. Манипулирует игрушкой (стучит, размахивает ею).
    8 мес. По просьбе взрослого выполняет разученные движения (например, «ладушки», «до свидания» и др.).
    9 мес. Ест хлеб, который держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый. Использует игрушки в соответствии с их свойствами (мячик катает, резиновые игрушки сжимает и разжимает, кладет в коробку предметы и вынимает их).

    11 мес. Овладевает новыми действиями с предметами: ставит один кубик на другой , снимает и надевает на стержень: кольца.
    12 мес. Самостоятельно пьет из чашки. Разученные действия с предметами переносит с одного предмета на другой. Например, качает не только куклу (разученное действие), но и мишку,
    1 г. 2 мес. Пытается самостоятельно есть ложкой густую кашу.
    1 г. 4 мес. Овладевает целенаправленными действиями с предметами (например, собирает пирамидку из пяти колец; двусоставную матрешку, строит из кубиков забор, башню, дорожку и пр.).
    1 г. 7 мес. Воспроизводит элементарные сюжетные постройки (например, «строит» из кубиков стол, кровать для куклы, лесенку к дому и др.).
    1 г. 10 мес. Перед едой начинает мыть руки с милом. Ест довольно аккуратно
    1 г. 11 мес. Пользуется носовым платком, салфеткой. Частично одевается и раздевается самостоятельно,
    2 г. 1 мес. -. 2 г. 2 мес. Игра представляет собой последовательный ряд связанных между собой действий (например, «готовит» кукле обед, затем «кормит» ее и «укладывает» спать).

    2 г. 5 мес. Полностью одевается сам, хотя, возможно, не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
    2 г. 9 мес. Научается началам изобразительной деятельности: рисует (кружки, палочки), лепит (шарики, лепешки).
    2 г. I0 мес. Способен сосредотачивать на некоторое время на каком-либо занятии.
    3 г. Одевается полностью самостоятельно. Свободно держит карандаш.
    3 г. 6 мес. Начинает устанавливать коллективные взаимоотношения с другими детьми для игры.

    Определение развития подражательности

    7-9 мес. Воспроизводит действия, выполняемые вместе со взрослыми, например, хлопает в ладоши в игре «Ладушки», поднимает ручки вверх или на голову, если взрослый показывает это движение, и говорит: «Шу-у, полетели. На головку сели».
    1 год. Обучается действиям с сюжетными игрушками вначале по подражанию, затем по словесной инструкции: «Покорми кису», «Покачай лялю».
    Определение развития в з аимоотно ш ений ребенка с другими детьми и взрослыми
    9-10мес. У ребенка появляется специфическая реакция на других детей: интересуется тем, что они делают, перекликается с ними, улыбается другому ребенку, возникает «совместная игра», т. е. ребенок ползет за другим ребенком, если тот ползет, стремится взять у него игрушку.
    Первые месяцы 2-го года жизни. Ребенок интересуется действиями других детей, общается с ними эмоционально, проявляет сочувствие, отдает по просьбе взрослого другому ребенку игрушку или выказывает протест - двигательный, словесный, эмоциональный.
    В течение 2-го года жизни. У ребенка под влиянием взрослых формируется положительное отношение к другим детям:
    взрослый привлекает внимание детей друг к другу, дает по- сильные поручения, учит детей выражать положительное отношение друг к другу в действиях и в речи: «Не плачь», «Он к маме хочет».
    На 3-м году жизни. Появляются разнообразные формы общения: во время игры ребенок делится игрушками, впечатлениями, обращается с просьбой , выражает отношение к действиям другого, дает советы, помогает детям. Или наоборот, ребенок не умеет общаться с детьми, не делится игрушками, бывает жаден, агрессивен. В это же время у ребенка наблюдается избирательное отношение к детям, он предпочитает общаться с одним-двумя детьми, или такого отношения не формируется.
    После 3-х лет и на протяжении всего дошкольного периода. Необходимо совместно с родителями установить, имело ли место у ребенка усиление общительности и постепенное усложнение коллективных связей, например, формирование

    Простейшей нормы общественного поведения при котором требования коллектива детей для ребенка важнее, чем его собственные интересы.
    В настоящее время. В беседе с родителями логопед выясняет, каковы взаимоотношения ребенка со взрослыми (ласковые, сдержанные, безразличные негативные агрессивные т. п.), со сверстниками (активные инициатив пассивные безразличные, сдержанные, агрессивные и т. п.).



    Как известно, коррекционная работа с заикающимися опирается на данные медико-педагогического обследования, осуществляемого специалистами разного профиля.

    В связи с тем что в состоянии моторики при заикании установлен ряд отклонений мы сочли необходимым описать способы и приемы ее обследования у детей дошкольного возраста.

    Обследование необходимо для установления характера нарушений произвольной моторики, а также выявления степени задержки или отставания в моторном развитии. Эти данные служат дополнительным материалом для дифференциальной диагностики невротического и неврозоподобного заикания. Они помогают определить средства дифференцированного коррекционного воздействия в процессе логоритмических занятий и выбрать способы индивидуальной работы.

    Обследование лучше проводить в три этапа , отражающих динамику состояния моторной сферы:

    • в начале,
    • всередине,
    • в конце коррекционных занятий.
    По анамнестическим данным уточняются:
    • речевое развитие от рождения до трех лет,
    • особенности развития локомоторно-статических функций и манипулятивной деятельности,
    • характер игровой деятельности,
    • наличие навыков самообслуживания (в соотношении с возрастными нормами).
    Обследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты:
    • обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);
    • речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);
    • состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений;
    • обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами).

    Обследование произвольной мимической моторики

    Для обследования детей от 4 до 6 лет используются тесты Л. А. Квинта в модификации Г.Гельнитца (методика адаптирована применительно к разным возрастам).
    1. Поднять брови («Удивление»).
    2. Слегка сомкнуть веки.
    3. Прищурить глаза («Яркое солнце»).
    4. Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).
    5. Сжать губы.
    6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.
    7. Вытянуть губы как для произнесения звука «о».
    8. Надуть щеки.
    9. Оскалить зубы («Забор»).
    10. Вытянуть губы, как для свиста.
    11. Задания повторяются подряд 3 раза.

    Желательно проводить обследование в игровой форме.

    Оценка производится по трехбалльной системе. По замыслу авторов методики она должна отражать выраженность нарушения функции, поэтому
    • полноценное, четкое выполнение оценивается 1 баллом ;
    • частичное, нечеткое выполнение-2 баллами ;
    • невыполнение более 7 заданий -3 баллами.
    Дается общая характеристика мимики по наблюдению за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика).

    Обследование речевой моторики

    1. Открывание и закрывание рта.
    2. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.
    3. Имитация жевательных движений.
    4. Попеременное надувание щек.
    5. Втягивание щек.
    6. Оттягивание углов рта как для произнесения звука «и», губы сделать круглыми - «о»; вытянуть губы - «у».
    7. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание заданной позы на счет до пяти.
    8. Покусывание кончика языка.
    9. Касание кончиком языка по очереди правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»).
    10. Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»).
    11. Пощелкивание языком («Поехали на лошадках»).
    12. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»).
    13. Присасывание спинки языка к небу и пощелкивание («Поцокаем»).
    14. Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке. Задания преподносятся в игровой форме, каждое движение повторяется 3 раза.
    Оцениваются сила (слабые, сильные), точность (неточные, точные), объем (неполный, полный) и переключаемость (медленная, быстрая) речевых движений. Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.

    Оценка:

    • 1 балл - четкое выполнение движений;
    • 2 балла - незначительные изменения объема, силы и точности движений;
    • 3 балла - отсутствие удержания поз,выраженные изменения силы, точности, объема, трудности переключения речевых движений, девиации языка.

    Обследование общей произвольной моторики

    С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца . Обследуются статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.

    4 года

    1. Стояние в течение 15 с. закрытыми глазами; руки вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус.)
    2. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди), кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.)
    3. Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, становится при подпрыгивании на пятки, а ее на носки, в течение 5 с производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается повторение.
    4. Обследуемому предлагается в течение 10 с. указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой - в обратном направлении.
    Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового, размера. Задание может повторяться не более 3 раз.
    Экспериментатор подает обследуемому руку и просит крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.

    5 лет

    1. Стояние в течение 10 с. на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитывается шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.
    2. Прыгание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.
    3. Справа и слева по бокам спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. (Задание считается невыполненным, если ребенок производил движения разновременно или уложил менее 5 спичек за 20 с. Допускается повторение задания.)
    4. Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений.

    6 лет

    1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.
    2. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель - квадратная доска 25X25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки- 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено. Можно повторить задание.
    3. Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев ее. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.
    4. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15 с. После перерыва в 5-10 с предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.
    5. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. Выполнение заданий оценивается по трехбалльной системе.

    Обследование тонких движений пальцев рук


    Определение качества и степени дифференцированности движений:
    1. Сжать пальцы в кулак.
    2. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).
    3. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здоро-ваются»).
    Обследование действий с предметами:
    1. Выложить узор из мозаики.
    2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.
    3. Чертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.
    4. Нанизывать на нитку бусинки.
    5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек.
    Оценка:
    • 1 балл - четкое выполнение всех заданий;
    • 2 балла - выполнение не более 5 заданий из предложенных;
    • 3 балла - выполнение одного-двух заданий из числа предложенных, плохая координация, неловкость движений.

    Выявление развития чувства ритма

    Детям 5-6 лет предлагается прохлопать руками после показа педагога ритмические рисунки знакомых песен:
    1. «Андрей-воробей»



    Детям 4-летнего возраста предлагается воспроизводить только метр знакомой мелодии.
    Оценка:
    • 1 балл - правильное воспроизведение ритма;
    • 2 балла - невыполнение двух последних заданий;
    • 3 балла - умение воспроизвести ритмический рисунок.
    При обследовании и в процессе наблюдений на логоритмических занятиях учитываются:
    • общий вид ребенка,
    • осанка,
    • отношение к речевой инструкции,
    • активность,
    • ориентировка в пространстве,
    • координация слова с движением,
    • наличие патологических и сопутствующих речи движений,
    • состояние мышечного тонуса,
    • признаки утомляемости,
    • темп движений,
    • упражняемость в моторных навыках.

    Приведем примерную схему обследования моторики.

    Ф. и. о.______________________________
    Дата рождения _____________ Возраст _______

    Отношение к речевой инструкции:

    1. Мимика (объем, качество, степень диф-ференцированности движений),

    __________________________________________ жестикуляция (живая, вялая, естественная, порывистая, резкая, плавная, преобладающие жесты)
    __________________________________________

    2. Речевая моторика (точность, объем, подвижность, переключаемость органов речевой артикуляции)
    __________________________________________
    __________________________________________

    3. Темп движений (быстрый, медленный, нормальный). Ритм (точное, неточное воспроизведение ритмического рисунка, невозможность воспроизведения ритма)
    __________________________________________
    __________________________________________

    4. Статическая координация (позу удерживает хорошо, с трудом, не удерживает)
    __________________________________________
    __________________________________________

    5. Динамическая координация _______________
    __________________________________________
    6. Одновременность движений _______________
    __________________________________________

    7. Отчетливость движений (наличие или отсутствие синкинезий) ______________________

    8. Тонкие движения пальцев рук (степень дифференцированности движений, качество, темп, действия с предметами)
    __________________________________________

    9. Координация слова с движением (четкое сочетание слова с движением, слово опережает движение, отстает от него, отсутствие координации движения и слова)
    __________________________________________
    __________________________________________

    10. Сопутствующие речи движения
    __________________________________________
    __________________________________________

    11. Ориентировка в пространстве
    __________________________________________
    __________________________________________

    12. Состояние мышечного тонуса
    __________________________________________
    __________________________________________

    13. Утомляемость (быстро, медленно проявляются признаки утомления, способность к продолжительной работе)
    __________________________________________
    __________________________________________

    14. Упражняемость в моторных навыках.
    __________________________________________
    __________________________________________

    Заключение.

    Приведем характеристики обследования моторики при разных клинических формах заикания.
    Обследуемый С. (возраст 6 лет 2 мес).
    Диагноз: невротическое заикание.
    Заключение логопеда : клоническое заикание артикуляторного типа средней тяжести. Дислалия.Состояние моторики.
    Мимическая моторика. Объем движений мышц лба, глаз, щек достаточный. Мимика дифференцированная, живая. Мимические пробы для детей 6-летнего возраста выполняет.

    Речевая моторика. Движения органов речевой артикуляции неточные, неполные по объему, переключаемость и сила движений достаточные. Может удержать язык в любом положении.

    Темп и ритм. Темп движений нормальный. Чувство ритма хорошее.

    Общая моторика. Пробу на статическую координацию выполняет только с третьей попытки, с трудом удерживает позу. Пробы на статическую и динамическую координацию выполняет. Переключаемость движений достаточная. Серию последовательных движений выполняет правильно, но с некоторой неуверенностью. Ориентировка в пространстве достаточная. Хорошо выполняет упражнения с предметами. Во время выполнения заданий скован, напряжен. Движения резкие, размашистые.

    Тонкая моторика пальцев рук. Движения точные, дифференцированные. Задания выполняются в несколько убыстренном темпе. Действия с мелкими предметами удаются, хорошо складывает мозаику, рисует, умеет писать буквы. Координация слова с тонкими движениями удается.

    Динамическое наблюдение. Отмечается высокая упражняемость в моторных навыках. Под влиянием лечения и систематических логоритмических занятий выполнение всех моторных проб достигает возрастной нормы. Движения стали свободными, точными, непринужденными. Появилась ритмичность и плавность движений. Повысилась активность на занятиях, улучшилось эмоциональное состояние. Речь на занятиях стала практически правильной.

    ***

    Обследуемая Б. (возраст 6 лет 1 нес).
    Диагноз: неврозоподобное заикание.
    Заключение логопеда: тяжелое тоно-клоническое заикание артикуляторно-голосовой формы на фоне замедленного темпа речи. Стертая форма дизартрии.

    Состояние моторной деятельности.
    Мимическая моторика. Лицо амимичное. произвольные движения отдельных мышечных групп затруднены.
    Речевая моторика. Движения органов речевой артикуляции неполные по объему, неточные, переключение замедленно. Затруднен подъем языка вверх. Наблюдается девиация языка влево.
    Темп и ритм. Темп движений замедлен. Чувство ритма слабое.

    Общая моторика. Выполнение проб на исследование статической, динамической координации и одновременности движений затруднено. При попытке удержать позу ребенок неустойчив, балансирует, раскачивается, ищет руками опору. Плохо ловит и бросает мяч. Не удаются подскоки. При выполнении задании отмечены синкинезии (движение рукой сопровождается движениями мышц лица). Координация слова с движением не удается из-за выраженного заикания. Во время речи отмечаются сопутствующие движения рукой. Двигательная память удовлетворительная. Ориентировка в пространстве слабая. Во время выполнения заданий резко напряжена. Отмечены некоторые признаки леворукости. Быстро проявляются признаки усталости, к продолжи-тельной работе не способна.

    Тонкая моторика пальцев рук. Задания по исследованию тонких движений выполняет с трудом. Действия с предметами неловкие.
    Упражняемость в моторных навыках низкая.

    Динамическое наблюдение. При коррекционной работе были проведены фронтальные и индивидуальные логопедические и логоритмические занятия, лечебная физкультура, психотерапия, медикаментозное лечение.
    К концу года мимические пробы удаются частично. Речевые движения стали более точными и дифференцированными. Исправлен дефект звукопроизношения. Недостатки темпа
    движений корригируются музыкой, удается воспроизведение легких ритмических рисунков хлопками.
    Задания на исследование динамической координации и упражнения с предметами выполнила. Задания на исследование статической координации и одновременности движений выполняет с трудом. Удаются легкие упражнения на координацию слова с движением. Тонкие движения пальцев рук стали более точными, ловкими. Освоила действия с мелкими предметами. Остается общая напряженность при выполнении заданий. Утомляемость выражена меньше, повысилась активность на занятиях. Темп речи стал ближе к нормальному, речевые судороги меньше по продолжительности. Выписана с улучшением. Рекомендовано продолжить коррекционную работу с логопедом.

    В первом случае изменения в моторной сфере менее выражены, более динамичны, чем во втором. Это подтверждает необходимость учета установленных различий состояния моторной деятельности при невротической и неврозоподобной формах заикания у дошкольников для дифференцированного построения логоритмических занятий.

    Так, при невротическом заикании движения недостаточны в своем техническом исполнении что проявляется в нечеткости, неуверенности выполнения при правильном воспроизведении их формулы. Отмечены ускорение и замедление темпа движений, встречается некоторая неточность при выполнении мелких движений. Имеют место затруднения в выполнении проб на статическую координацию, незначительные изменения подвижности органов речевого аппарата. По остальным параметрам (динамическая координация, одновременность движений, ритм движений, произвольные мимические движения) дети обнаруживают высокие показатели.

    При неврозоподобном заикании можно говорить о первичном нарушении координации и одновременности движений, недостаточном развитии артикуляционных и мимических движений, об изменении мышечного тонуса.

    Результаты обследования учитываются педагогом как на логопедических, так и на логоритмических занятиях при всех методах и формах коррекционных занятий.

    Рычкова, Н.А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста //Н.А. Рычкова - Дефектология №3, 1984, с.69-73

    • 1. Обследование статической координации движений пальцев рук:
      • – выполнять задание по показу, затем по словесной инструкции при счете от 1 до 5;
      • – вытянуть указательный палец и мизинец правой, затем левой руки, обеих рук;
      • – вытянуть указательный и средний пальцы правой, затем левой руки, обеих рук;
      • – положить указательные пальцы на средние на обеих руках;
      • – положить средние пальцы на указательные на обеих руках;
      • – соединить в кольцо большой палец правой, затем левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем).
    • 2. Обследование динамической координации движений пальцев рук:
      • – попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой, затем левой руки, потом обеих рук одновременно («Здороваются пальчики только правой, здороваются пальчики только левой руки», «Здороваются пальчики правой и левой руки);
      • – выполнять движение «кулак - ребро - ладонь» правой, затем левой рукой, потом двумя руками одновременно; выполнение пробы необходимо повторить с прикушенным зубами языком.
    • 3. Исследование чувства ритма:
      • – сменять руки с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти;
      • – «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);
      • – раскрашивание, вырезание, штриховка (по работам детей);
      • – рисование по образцу «дом - дерево - забор».
    • 4. Исследование механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай поздороваемся»).

    Взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (поздороваться): сначала правую, затем левую, затем обе руки.

    За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл.

    Максимальное количество баллов:

    за первое задание - 6 баллов;

    за второе задание - 2 балла;

    за третье задание - 5 баллов;

    за четвертое задание - 1 балл.

    Первый уровень (низкий, менее 2 баллов). Ребенку движения не удаются; отмечаются инертность и недифференцированность движений. Отсутствует последовательность движений, темп движений или замедленный или быстрый, ритм не воспроизводится. Имеются лишние движения во время приветствия.

    Второй уровень (ниже среднего, 5-3 балла). У ребенка движения не точные; отмечаются нарушения динамической организации движений. Отсутствует последовательность движений, темп движений замедленный или быстрый, ритм не воспроизводится. Имеются лишние движения во время приветствия.

    Третий уровень (средний, 9-6 баллов). У ребенка при выполнении заданий на статическую и динамическую координацию движений пальцев рук диагностируются затруднения, но явных нарушений не отмечается. При обследовании фиксируются ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения пальцев рук, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Темп может быть замедленный или быстрый, ритм воспроизводится с небольшими ошибками. Имеются лишние движения во время приветствия.

    Четвертый уровень (выше среднего, 12-10 баллов). Статическая и динамическая координация движений пальцев рук сформирована, но объем движений пальцев рук недостаточно полный. У ребенка сформировано чувство ритма. Лишних движений во время приветствия нет.

    Пятый уровень (высокий, 14-13 баллов). Статическая и динамическая координация движений пальцев рук сформирована, движения пальцев рук активные, объем движений полный, нет замен движений. У ребенка полностью сформировано чувство ритма. Ведущая рука - правая. Лишних движений во время приветствия нет.